Есть профессия, которую сегодня выбирают с особенной осторожностью. Это профессия учителя. Кстати, по стране шагает Год учителя… Получается — и не шагает вовсе, а осторожно так ступает.
Раньше желающие стать учителями просто шли в педагогические вузы. Сегодня будущим педагогам предлагается другой вариант образования — классический университет. Над педвузами витает угроза закрытия, либо превращения в филиал другого вуза, либо слияния двух педагогических университетов в один. В российском обществе часто относятся к абитуриентам педвузов свысока: и профессию, мол, они толком не выбрали, и к поступлению не особенно готовы, и в школу потом работать не идут. Да даже когда пойдут — всё равно авторитет учительской профессии, увы, невысок.
В этой ситуации, очевидно, нечего бояться лишь человеку, обоснованно уверенному в своем педагогическом призвании. А что делать остальным?
Наверное, у многих есть соблазн сказать себе: или я убежден в своем учительском даре и
Тем не менее о последнем выгоднее помнить, причем всем абитуриентам, независимо от выбранной профессии.
Тому есть причина: талантливый учитель обладает особой властью — он умеет заинтересовать ученика доселе нелюбимым предметом. Это крайне важное умение. Каждому знакома история, когда вы, или ваши родители, или ваши друзья коренным образом меняли отношение к учебному предмету — а всё благодаря влиянию учителя. Большинство людей рассматривают такие истории как удивительные прецеденты своей биографии, но не как уроки себе самим. Сталкиваясь со сложной жизненной задачей, далеко не все пытаются отнестись к ней как к неожиданно интересному вызову. Как к
Проблема в том, что зависимость от учителя распространена очень широко. Вам может казаться, что ваши знания зависят от того, повезло ли вам учиться у такого человека; от того, есть ли подобные макаренко и януши корчаки в вашей школе, в вашем районе, в вашем городе, в вашей стране. Если есть — это счастье, если никто не надел на вас волшебные очки интереса к предмету — такова уж судьба. Так что, мол, физика — это не ваше.
А между тем у этой проблемы целых два решения.
Можно искать Учителя самостоятельно.
И можно ответственнейше заниматься самообразованием.
Именно «и». Поскольку эту проблему лучше всего решать двумя способами одновременно.
Итак, перед вами список школьных дисциплин, добрая половина из которых вызывает у вас эмоциональную реакцию вроде «только не это!» Считайте, что это сигнал разузнать о людях, которые выдавали как раз противоположную реакцию и даже прославились впоследствии. Что такого они заметили в предмете, что им он интересен, а вам — пока нет?
Не нравится география, а нравится иностранный язык? Тем не менее стоит изучить именно несколько биографий географов, начиная со Страбона: иностранный никуда не денется. Тем более что, живи все люди, вопреки географии, на одном пятачке, иностранные языки существовали бы разве только в конспиративных целях.
А когда вы уже знаете, чем привлекла нелюбимая наука хрестоматийных давно почивших классиков, наступает самое интересное. Кто увлекается этой наукой сегодня? Современность дозволяет быть с известными людьми на дружеской ноге. Узнав о том или ином ученом, уже на другой день вы можете стать его приятелем в Facebook, в Livejournal или послать ему письмо в зарубежный университет, благо адрес доступен на сайте вроде www.academia.edu (кстати, это прелюбопытнейшая сеть, где возможен поиск ученых по вузам всего мира в согласии с их научными приоритетами). Почему бы не признаться корифею, что вы хотите у него учиться, если это действительно так? Великие мастера
Побочный эффект подобного самостоятельного поиска учителя — расширение картины мира. Вы обнаружите, что вам подходит гораздо больше профессий, чем казалось ранее.
Конечно, не стоит гоняться за дружбой только с учеными знаменитостями. Фразу «никто мне не друг, никто не враг, но каждый человек — учитель» любят многие, и это заслуженно. Умея разглядеть в любом человеке сознательное или невольное учительское начало, вы станете мудрее и внимательнее — и будете реалистично смотреть на мир.
Поиск Учителя похож на свободное плавание в море, а в самообразовании есть немало от подражания. В чем можно подражать учителю?
Итак, подражая идеальным учителям, вы можете стать яркой личностью, знающей себя, с развитыми интересами, окруженной единомышленниками, исследующей жизнь и мир вокруг. Хорошо? Прекрасно! (Непохоже на среднего учителя? Неважно!)
Выходит, что дело не в том, хотели бы вы поступать в педагогический университет и видите ли вы себя работающим в школе. Проникнуться этой профессией полезно прежде всего для собственного профессионального роста. А профессионалам везде будут рады. И в школе — тоже.
Кстати, президент недавно поручал Министерству образования проработать механизм привлечения перспективных выпускников вузов к работе в школах. Возможно, для массового обеспечения школ выпускниками вузов этот механизм на самом деле нужен. Но коли вы уже «привлекли» себя к процессу развития собственной личности, механизма никакого не потребуется: если вы захотите работать в школе, у вас это получится.
Татьяна Карпеченко, edunews.ru